- Алёна, а кем ты работаешь?- слышу я очень часто этот вопрос от новых знакомых. После моего ответа наступает долгая пауза… Постепенно в глазах вижу удивление, смятение, непонимание. Затем следует вопрос: «Почему учителем?». Я жду этот вопрос. Я в предвкушении его. Я давно знаю, как на него ответить. Класса с девятого сначала с интонацией убеждения, потом с нотами уверенности и теперь с гордостью я по порядку, с самого начала, начинаю отвечать на этот вопрос.
Мои родители - учителя. Бабушка и даже прабабушка работали в школе, растили молодое поколение, воспитывали лучшее в детях. Я никогда не ставила перед собой цель продолжить династию учителей, но с детства я мечтала быть педагогом. Дошколятами с подругами мы играли в дочки-матери. Кто-то был почтальоном, кто-то продавцом. У меня же всегда была постоянная «профессия»- учитель! А обучала я всегда своих ровесников русскому языку и литературе, так как уже к тому возрасту у меня появлялся неподдельный интерес к книгам и к речи.
Шли годы. Но мой выбор оставался неизменен. Я била все рекорды в местной библиотеке по количеству прочитанных за год книг, я в перемены в школе листала С.И.Ожегова и искала ответы на свои вопросы у Д.Э.Розенталя. Я с блеском в глазах говорила окружающим, что иду поступать на филологический факультет.
Конечно, не обходилось без «добрых» людей, которые утверждали, что это невостребованное образование, что это неблагодарный труд: не престижно и малооплачиваемо! И в такие моменты мне всегда вспоминалась пословица: «Что нас не убивает, то делает сильнее». Эти люди не отговорили меня, наоборот, помогли осознать важность своего решения. Я поняла, что есть несколько очень важных для меня факторов, которые привели меня в школу:
- «Кто, если не мы?» - строчка одной из известных песен. Со всех сторон мы слышим: как деградирует молодежь, как меняется в худшую сторону культура нашей страны. Я верю, что, если бы каждый из нас, не только говорил, но и приложил минимальное количество сил, терпения, воли к тому, чтобы что-то изменить, то (пусть это и будет звучать громко!) мир стал бы лучше.
На уроках литературы мы с детьми часто затрагиваем проблемы добра и зла, справедливости, уважения, гуманности. И как же приятно мне было читать их мини сочинения к сказке «Черная курица», где они должны были представить себя в роли главного героя, у которого оказалось волшебное зернышко, исполняющее желание. В конце урока мы пришли к мысли о том, что желание не должно быть личностным, эгоистичным. Оно должно помочь многим людям. Так, в тетрадях я нашла рассуждение о том, как изменилось бы всё вокруг, если бы мир был без войны, если бы торжествовала справедливость во всех жизненных ситуациях, если бы люди были здоровы и никто не умирал в молодости. Надеюсь, в этих гуманных пожеланиях есть и моя заслуга тоже.
- «О, великий, могучий русский язык…»,- говорил И.С.Тургенев. Но, слыша вокруг звОнит и тортЫ, задумываешься: настолько ли велик наш язык? Велики ли его носители? В школе, на уроках, можно уделить орфоэпии пару минут, а результат может остаться на всю жизнь. Так, когда дети просят закрыть жалюзИ, я вся трепещу, улыбаюсь и чувствую себя чуть счастливее.
- «Молод душой и телом!». Всегда удивлялась, насколько общение с детьми заряжает положительной энергией, сколько дает сил, бодрости. С первого курса летом я работала в детских лагерях вожатой и эта деятельность с каждым годом приносила мне всё больше и больше радости. Детские размышления, мировоззрение удивляют, заинтересовывают, а порой и наталкивают на новые мысли, открытия. В школе эти ощущения не притупились, а наоборот, всё больше развиваются. Поездки на природу, игры спортивные и интеллектуальные, походы в музей и на выставки возвращают меня обратно в счастливое детство.
- «Docendo discimus» (лат.яз. Сенека-«Обучаясь, мы учимся сами»). Составляя конспекты к урокам, в какие только книги я не заглядываю, какие только источники не привлекаю. Заканчивая университет, я думала, что многое знаю. Но сейчас, работая в школе, я понимаю, что мои знания - это маленькая капля в огромном море. Пишем мы сочинение по картине - я вспоминаю художника, узнаю новое о его биографии, знакомлюсь с другими его творениями. Может оказаться, что на похожую тематику есть музыка, написанная известным композитором: слушаю музыку, читаю об истории создания. И эти познания могут продолжаться бесконечно долго…лишь при подготовке к одному уроку. А ведь их в день по 3-4! И я понимаю, что благодарна школе, детям, что мое развитие не остановилось, что я прогрессирую в знаниях, получаю новую информацию, делюсь ею с детьми и потом, на следующем уроке, получаю обратную связь.
- «Если человек действительно что-то хочет - он этого добьется». Это мой девиз. Когда ученик заявляет мне, что не готов к уроку (по массе причин), я всегда говорю ему эту фразу. Сейчас я замечаю, как иногда ребенок подходит ко мне, делится, как он искал источник получения информации по индивидуальному заданию, как он узнавал, что задали на дом, как в перемену разыскивал в параллельных классах чистую тетрадь, которую сам забыл дома. И после своего эмоционального рассказа я слышу: «Я добился того, что хотел».
Я тоже стремлюсь добиться своих целей. Стремлюсь стать самостоятельной, мудрой, критически мыслящей. Хочу, чтобы дети шли на мои уроки с улыбкой на лице. Чтобы я становилась счастливее благодаря удачно проведенным урокам. Для меня «добиваться» - значит, расти, развиваться, реализовываться, самосовершенствоваться. Д.И.Писарев сказал: « Знание, и только знание делает человека свободным и великим». Становиться великой в прямом значении этого слова я не стремлюсь, но обогащать свои знания – моя основная задача. Поэтому по чуть-чуть, по маленькой частичке того, что называется Опыт, Знание, Мудрость, Компетенция, я собираю в свой маленький багаж. А чтобы в этом багаже не было беспорядка, я пополняю его постепенно, размеренно, вдумчиво: сначала изучила требования к современному уроку, посетила уроки опытных учителей, пригласила на свои уроки учителя-наставника, который дал мне ценные советы и идеи. Познакомилась с работой классного руководителя, прочитала методическую литературу, которая помогла и помогает мне спланировать интересные классные часы, мероприятия с моими детьми.
НА уроках я часто использую средства ИКТ, благодаря которым занятие становится более интересным, познавательным, насыщенным разными видами деятельности. Чтобы расти в этой сфере, я планирую закончить курсы по повышению ИКТ-компетенции, познакомиться с другими формами нестандартной урочной и внеурочной работы.
Много лет назад психологи выяснили, что образование детей будет намного эффективнее, если обучение будет происходить в форме игры. Не случайно 1-2 раза в месяц урок я провожу как игру: делю ребят на команды, начисляю баллы, даю творческие задания, где они могут и себя проявить, и знания показать/получить. В декабре в лицее проводилась неделя русского языка, посвященная юбилею А.Н. Островского. Я, при поддержке моих коллег, составила сетевую игру и провела её в 5-6-7 классах. Такое мероприятие, на мой взгляд, очень полезно: ребята развивали самостоятельность, выявляли лидерские качества. Мне было приятно наблюдать за азартом детей, за стремлением узнать что-то новое, ответить правильно на вопрос. Может постепенно, благодаря разным формам работы, у меня и получится зажечь в детях искру любви к родному языку, к литературе?
Самое главное, что позволяет мне в это верить, это то, что я не одна. Мне помогает мой школьный наставник с МО в целом. На собраниях методического объединения я всегда получаю ответы на свои непростые вопросы: как правильно сформулировать то или иное задание, как объективно оценить работу ученика. Руководитель МО Денисова Елена Витальевна помогает мне не только словом, но и делом: делится своими разработками к уроку, дарит портреты писателей, дает аудио- и видео- записи классических произведений.
Меня поддерживает и администрация лицея, коллеги. Первые месяцы встречи с завучами были постоянны: «как у меня дела, какие есть вопросы по организации учебного процесса, нужна ли мне помощь в чем-либо», - слышала я. Мне было приятно, что я - не слепой котенок, брошенный в воду, а пловец, видящий мерцающий маяк с указанием верного пути.
Этот путь, который мне предстоит пройти, очень сложный и длинный. Но уже сейчас, спустя лишь полгода моей учительской деятельности, я продвинулась вперед: участвовала в городском конкурсе логотипов на сайте молодых специалистов г. Костромы, приняла активное участие в проведении недели русского языка в лицее, не осталась безучастной в выпуске школьной газеты «Каникула» - мне доверили вести свою небольшую рубрику, посвященную одному из моих увлечений- театру!.
«Ведь недаром встаёт заря, небосвод от зари весь красный, только знать бы, что всё не зря, только знать бы, что не напрасно!». С этой песней я шагаю из детства, из летних лагерей, по школе, по взрослой жизни. Я верю сама и пытаюсь донести до других, что всё в этой жизни не зря. Нужно добиваться своих целей. В завершении, мне бы хотелось поделиться своим самым важным выводом, связанным с моей работой в школе: ни разу я не пожалела, что работаю учителем!
|